Правила подачи уточненных деклараций — подробная инструкция для налогоплательщиков от ФНС России

Нормы Налогового Кодекса (далее – НК РФ), регламентирующие права и обязанности налогоплательщиков при уточнении своих налоговых обязательств, не определяют порядок действий должностных лиц налоговых органов в зависимости от того, в какой момент налогоплательщик представил уточненную декларацию.

В то же время, ответ на вопрос учтет ли налоговый орган данные уточненной декларации в решении по результатам камеральной или выездной проверки весьма важен для налогоплательщиков, поскольку от этого напрямую зависят суммы недоимки, пеней и штрафов к уплате по результатам таких проверок.

 В связи с этим, ФНС России выпустило разъяснения, обязательные для исполнения всеми территориальными налоговыми органам. Согласно данных разъяснений, порядок действий должностных лиц налоговой инспекции напрямую зависит от момента поступления уточненной декларации налогоплательщика.  

В Письме ФНС России N АС-4-2/19576 от 21.11.12прежде всего, разъяснено, что указанное в решении по результатам налоговой проверки, предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации.

Далее, ФНС России объясняет последствия подачи уточненной налоговой декларации и порядок действий налоговых органов в зависимости от того, в какой момент налогоплательщик ее представил.


Ситуация № 1.
Вы представляете уточненную декларацию в ходе проведения камеральной налоговой проверки  по первичной декларации.

Порядок действий налоговой: проверка первичной декларации прекращается, начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации.

Следовательно, решение по результатам камеральной проверки будет принято на основании представленных Вами уточненных данных.

 
Ситуация № 2.
Вы представили уточненную декларацию в ходе выездной налоговой проверки (до составления справки об окончании проверки).

 В этом случае уточненная налоговая декларация должна быть проверена в рамках выездной проверки, за исключением тех случаев, когда уточненная декларация представлена по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета (по таким декларациям должна быть проведена самостоятельная камеральная проверка).

Но, обратите внимание! В разъяснениях ФНС России указано, что в случае если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика, истребования документов, проведения экспертизы  и т.д.) с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, то такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.

По сути данная фраза означает, что при подаче любой уточненной декларации в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган может учесть или не учесть данные уточненной налоговой декларации  в решении по результатам выездной налоговой проверки ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ. Такое право налоговых органов следует из формулировки рассматриваемого письма ФНС России «представление уточненной декларации НЕЗАДОЛГО до окончания выездной налоговой проверки». Незадолго — это за сколько? За три дня до окончания проверки или за неделю, а может за какой-то другой срок? Ответа в рассматриваемых разъяснениях ФНС России нет.


Ситуация № 3.
Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ окончания камеральной налоговой проверки первичной декларации, но ДО составления или вручения (направления) Вам  АКТА камеральной налоговой проверки.

 Отметим, что моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

ФНС России разъясняет, что в этой ситуации  – налоговая ВПРАВЕ не составлять или не вручать  акт по первоначальной проверке и провести новую камеральную проверку. Такая формулировка означает, что возможна и обратная ситуация, а именно – решение по первоначальной камеральной проверке будет принято без учета данных уточненной декларации. Следовательно, спрогнозировать заранее какое решение  примут налоговые органы в данном случае затруднительно.

Относительная определенность имеется только в случае, если Вы представили уточненные налоговые декларации по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджета, поскольку здесь налоговая ОБЯЗАНА прекратить первоначальную камеральную проверку и провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям.


Ситуация № 4
.  Вы представляете уточненную декларацию ПОСЛЕ вручения (направления) Вам АКТА камеральной проверки первичной декларации  или акта выездной проверки, но ДО ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по  результатам проверки.

 По мнению ФНС России, в данной ситуации, налогоплательщик может внести исправления в декларацию:

а) с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);

б) не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.

При этом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально. Следовательно, учесть данные уточненной декларации в решении по результата проверки  в данном случае – ПРАВО налоговой. Это означает, что как и в предыдущей ситуации, все зависит от усмотрения конкретного должностного лица налоговой инспекции.

Данные уточненных деклараций по НДС или акцизам с суммой к возмещению из бюджетане будут учтены в решении по проверке, поскольку в этих случаях налоговая ОБЯЗАНА провести новую камеральную проверку по уточненным декларациям.

 
Ситуация № 5.
Вы представили уточненную декларацию ПОСЛЕ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ по результатам рассмотрения материалов соответствующей камеральной (выездной) налоговой проверки
.

 По мнению ФНС России, налоговым органам необходимо руководствоваться положениями письма ФНС России от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@. Поскольку данное письмо является документом для служебного пользования, о его содержании можно только догадываться.

Однако, в данном случае необходимо помнить, что по такой уточненной налоговой декларации возможна повторная выездная  проверка (п.10 ст.89 НК РФ), а новая камеральная проверка уточненной декларации будет проведена в любом случае (п.1 ст.88 НК РФ).

В заключении хотелось бы поделиться с Вами собственными впечатлениями от прочтения данных разъяснений ФНС России.

Несмотря на столь подробную инструкцию по уточненным налоговым декларациям – после ее изучения нет четкого ответа на вопрос о том, чего ждать от налоговой в случае самостоятельного уточнения налоговых обязательств во время налоговой проверки или до момента принятия окончательного решения по ее результатам.  Учтут ли уточнения Ваших налоговых обязательств в решении по проверке, пересчитают ли суммы недоимки, пеней и штрафов? К сожалению, даже внимательное изучение разъяснений ФНС России не дает однозначных ответов на эти вопросы.

Порядок действий налоговых органов в том или ином случае зависит от усмотрения конкретного должностного лица, проводящего налоговую проверку. Кроме того, такие формулировки как «налоговый орган ВПРАВЕ не составлять акт/не вручать акт» или «представление уточненной налоговой декларации НЕЗАДОЛГО до окончания проверки» не способствуют единообразному применению норм НК РФ, а следовательно – новые судебные споры налогоплательщиков с налоговыми органами по данным вопросам неизбежны.

Хотелось бы обратить Ваше внимание также на то, что существует противоположная мнению ФНС России судебная практика по вопросу уточнения налоговых обязательств налогоплательщиком в период проведения налоговой проверки. По мнению арбитражных судов, налогоплательщик имеет право подать уточненные декларации как в ходе выездной/камеральной проверки, так и после ее проведения, при этом налоговый орган должен установить действительную обязанность налогоплательщика по уплате налога. На этом основании многие решения налоговых органов по результатам проверок, вынесенные без учета данных уточненных деклараций, были успешно оспорены в судебном порядке.

imagesПрофессиональная помощь юриста в налоговых спорах (с возможностью оказания услуг дистанционно, через интернет)

Рекомендации налогоплательщикам по действиям в спорных ситуациях

 

Поделиться:
FacebookTwitterGoogle+VKOdnoklassnikiWhatsAppTelegramEmail