О законности проведения осмотра и экспертизы в рамках камеральной проверки.

Вопрос о правомерности проведения осмотра помещений и территорий налогоплательщика в рамках камеральной проверки до настоящего времени в судебной практике решается неоднозначно. Часть судов признавала такие действия налоговиков неправомерными, а доказательства, полученные в ходе данного мероприятия недопустимыми. Однако, налоговики довольно часто применяют данное мероприятие в ходе камеральных проверок, и некоторые суды их поддерживают, признавая осмотр помещений и территорий в ходе камеральной проверки вполне законным мероприятием налогового контроля.

ФНС России в Письме от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690 разъяснила, что проведение осмотра территорий в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено.

По вопросу проведения в ходе камеральной проверки осмотра документов   ФНС пояснила следующее:  «согласно  п. 2 ст. 92 НК РФ осмотр документов и предметов также допускается вне рамок выездной налоговой проверки, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Таким образом, должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр документов и предметов в рамках камеральной налоговой проверки, в случаях если:

1) документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

2) если владелец этих предметов дал согласие на проведение их осмотра».

В том же Письме ФНС России по вопросу проведения в ходе камеральной проверки экспертизы  указано следующее: «В соответствии с п. 1 ст. 95 НК РФ эксперт может быть привлечен для участия в любых действиях по осуществлению налогового контроля. Поскольку камеральная проверка является одной из форм такого контроля (п. 1 ст. 82 Кодекса), то проведение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки правомерно».

Отметим, что согласно п.3. ст. 95 НК РФ экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 95 НК РФ). Если читать эту норму буквально, то назначение экспертизы в рамках камеральной налоговой проверки возможно только в прямо предусмотренных НК РФ случаях. Такого же мнения придерживаются некоторые суды (См., например: Постановление семнадцатого апелляционного суда от 20 апреля 2009 г. N 17АП-2277/2009-АК).

Однако, следует признать, что в настоящее время большее распространение в практике налоговых органов и арбитражных судов получил противоположный подход (обозначенный в рассматриваемом письме ФНС России), согласно которому — в необходимых случаях для участия в проведении конкретных мероприятий налогового контроля, в том числе и в ходе камеральных проверок, может быть привлечен эксперт. Учитывая сложившуюся судебную практику по этому вопросу, признать заключение эксперта недопустимым доказательством на том основании, что в рамках камеральной проверки экспертиза незаконна, будет сложно.

Поделиться:
FacebookTwitterGoogle+VKOdnoklassnikiWhatsAppTelegramEmail