Еще раз о законности «контрольных закупок» налоговых органов

В Письме ФНС РФ № АС-4-2/17581 от 17.10.12 года высказана позиция ФНС по вопросу законности осуществления контрольных закупок, при проведении налоговыми органами проверок соблюдения предпринимателями и организациями законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).

Напомним, что согласно позиции Высшего Арбитражного Суда, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 3125/08 от 02.09.2008, осуществление проверочных закупок должностными лицами налоговых органов не законно, поскольку «контрольная закупка» относится к оперативно-розыскным мероприятиям, а у налоговых органов отсутствуют полномочия на их проведение (Закон «Об оперативно-розыскной деятельности от 12.08.1995 N 144-ФЗ).

Кроме того, арбитражные суды, учитывая позицию Президиума ВАС РФ по данному вопросу, признают незаконными постановления налоговых органов о привлечении предпринимателей и организации к административной ответственности за неприменение ККТ (ч.2 ст.14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ – далее КоАП РФ), если доказательством совершения данного правонарушения является контрольная закупка, проведенная должностными лицами налогового органа.

 Не смотря на позицию Президиума ВАС РФ и сложившуюся арбитражную практику,  ФНС России считает проведение контрольных закупок должностными лицами налоговых органов законным способом контроля за соблюдением законодательства о применении ККТ. По мнению ФНС России, Федеральный закон № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» не содержит каких-либо запретов на осуществление контрольной закупки. В обоснование своей позиции ФНС России ссылается также на Постановление Верховного Суда РФ № 41-АД09-3 от 29.07.2009, где высказано аналогичное мнение.

Принимая во внимание разъяснения ФНС России, изложенные в письме АС-4-2/17581 от 17.10.12, можно сделать вывод, что контрольные закупки, проводимые должностными лицами налоговых органов в рамках проверки соблюдения законодательства о ККТ будут продолжаться.

 Однако, у предпринимателей и организаций, привлеченных к административной ответственности по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, есть все шансы успешно оспорить постановления налоговых органов о привлечении к административной ответственности, поскольку:

— оспариваются данные постановления  в  арбитражном суде,

— именно позиция ВАС РФ обязательна к применению нижестоящими судами при рассмотрении аналогичных дел;

— в настоящее время уже существует положительная для налогоплательщиков арбитражная практика по данному вопросу.

Поделиться:
FacebookTwitterGoogle+VKOdnoklassnikiWhatsAppTelegramEmail